- Искусствознание
- в узком смысле рассматривается как искусствоведение, включающее теорию искусства, историю искусства и художественную критику. Предметом теории искусства являются общие и особенные свойства конкретных видов художественного творчества. Историческая динамика развития мирового искусства вместе с особенностями развития его региональных ответвлений составляет основной предмет истории искусства. Задача художественной критики состоит в том, чтобы анализировать и оценивать различные аспекты современной художественной жизни, формировать адекватные вкусовые ориентация общественного и индивидуального эстетического сознания.Искусствознание, понимаемое в широком смысле, представляет собой комплекс гуманитарных дисциплин, общим предметом которых является художественно-эстетическая жизнь общества и личности в историческом развитии, во всем многообразии ее форм, генетических связей с социокультурным миром, функциональных зависимостей от объективных и субъективных реал ий и т. д. В подобном понимании к искусствознанию можно отнести, кроме собственно искусствоведения с его теорией историей и критикой искусства, еще и обширнейшую сферу знаний, которыми располагают эстетика, философия искусства, социология искусства, психология искусства, семиотика и др. дисциплины, так или иначе интересующиеся искусством и всем, что связано с ним.В XX в. получили широкое распространение конкретно-эмпирические исследования различных сфер и проявлений общественно-художественной жизни, связанных с производством и массовым потреблением художественной продукции. Были разработаны математические методы, позволяющие выявлять количественно-качественные показатели, характеризующие состав публики в театрах, концертных залах, музеях, кинотеатрах, социодинамику массовых эстетических вкусов и предпочтений, функционирование систем художественного производства, подготовки профессиональных кадров, сферы социальных заказов на художественную продукцию определенного рода и т. д.При всем разнообразии аналитического инструментария, которым пользуются профессиональные искусствоведы, их исследования чаще всего схватывают лишь некоторые внешние и самые общие свойства творческой, художественно-эстетической деятельности человека. Сама же иррациональная, мистическая, синергийная суть художественного творчества остается, как правило, за пределами теоретического анализа. Поэтому вся масса искусствоведческой литературы представляет познавательный, просветительский интерес для непосвященных и совершенно бесполезна для одаренных творческих личностей (См. Власов В. Г. Искусствознание // Он же. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 3. - СПб., 2000.- С. 355-357.◘ Лит.: Базен Ж. История истории искусства. - М.: Прогресс,. 1995; Басин Е. Я. Семантическая философия искусства. - М. 1973; Бергер Л. Г. Эпистемология искусства - М., 1997; Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1965; Вопросы социологии искусства. - М., 1979; Давыдов Ю. Н. Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля. - М., 1968; Евин И. А Синергетика искусства. -М. 1993; Зись А. Я. Искусство и эстетика. -М. 1975; История европейского искусствознания. От античности др конца XIX века. - М. 1963; Каган М. С. Морфология искусстве. - Л. 1972; Самсоноа Н. В. История эстетических учений. Ч. 1-3. - М., 1915; Сент-Бев. Литературные портреты. Критические очерки. - М., 1979; Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. - М., 1999; Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика.-М.: Искусство, 1991; Тэн И. Философия искусства. - М., 1996.
Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. В. А. Бачинин. 2005.